Сегодняшним постом хочу начать публиковать свои размышления о цвете и свете в фотографии. Может кто-то скажет: чего тут размышлять? Много, мол, литературы написано по этому поводу. Это действительно так. Литературы много, в информации легко потонуть. Но осваивать ее надо. И вот опытом осваивания этого материала решил я делиться здесь. В более мирные времена мы, крымские блогеры, имели привычку собираться вместе, говорить на разные темы. В феврале этого года одна из таких встреч прошла в Симферополе, в фотостудии "Белый кролик". Там нам чета Покровских рассказывала базовые понятия по теме "Свет в фотографии". Для меня эта встреча дала ответы на многие вопросы, заставила по другому смотреть на фотографию. Но возникло еще больше вопросов. Пожалуй самым главным встал вопрос о цвете. Что такое цвет? Почему мы его так воспринимаем? Почему одни фотографии приятны глазу, а от некоторых хочется быстрее отвернуться, хотя там с композицией вроде неплохо, и свет нормальный, но цвета - вырвиглаз. Еще больше вопросов возникает при обработке фотографий. Раньше процесс происходил так: "Вот какая-то пипка есть. А ну-ка потяну я ее! Посмотрим что будет". Это говорит о том, что нет совсем понимания того, что делается. Специалист, производя какие-то действия, знает, что будет происходить и ожидает определенных результатов. Наугад он никогда не работает. Вывод: нужно больше знать о цвете, как с ним работать в графических редакторах и что нужно исправлять на фотографиях, если есть большое желание что-то исправить. Ставлю здесь фотку сегодняшнего заката, а под катом мои первоначальные размышления о цвете.

Untitled_Panorama1.jpg

Все эти размышления базируются на прочитанных книжках, статьях. Моего здесь практически ничего нет. Только прошедшая через сознание информация. Чтобы сразу погрузиться в тему, советую набрать в Гугле "Цвет в живописи" и пройти по указанным им ссылкам для ознакомления. Почему живопись, а не фотография? Потому что художники лучше всех разбираются в цвете, они с ним работают постоянно. Фотографы, особенно начинающие, только нажимают на затвор. Мало кто из них думает в это время о цвете. В лучшем случае следят за правилом третей, некторые смотрят на свет, фронтальный ли он или боковой, а может контровый. Цвет, если что, подправим в фотошопе, а если совсем пестрота будет, как на флаге сексуальных меньшинств, то переведем в ч/б. Но я не думаю, что это хороший подход. Но мы немного отвлеклись. Кроме указанных статей, считаю, что одной из хороших книг по этому поводу является книга Павла Косенко "Живая цифра". Ее можно свободно скачать в интернете или со странички автора в ЖЖ. Ее я и буду придерживаться.

Итак, цвет. Начнем с наших органов чувств, а именно с глаза. С помощью него мы воспринимаем всю визуальную информацию и цвет - это его епархия. Со школы мы знаем, что на дне глазного яблока находятся колбочки и палочки. Колбочки отвечают за цветовое восприятие и работают при хорошем освещении, а палочки работают всегда, и ответственны за ч/б картинку. Далее, колбочек существует три типа. Одни колбочки воспринимают красный цвет, другие желтый, третьи - синий. Кажется так. Медиков и биологов прошу сильно не пинать, если что-то не точно здесь написал. Просто я указал здесь основную суть, а желающие углубиться в этот вопрос, могут прочитать соответствующие книги.

Биологию-медицину пока оставим, и перейдем к физике. Свет - это электромагнитная волна определенной частоты. Если частота небольшая (не будем уточнять для ясности, что значит небольшая), то это будут радиоволны. Радиостанции, телевидение, мобильная связь - все они работают с теми или иными радиоволнами. Дальше идет инфракрасное излучение (пульты управления телевизора, музцентра, я думаю, у всех есть). Между инфракрасным и ультрафиолетовым излучением находится узкая полоска ЭМ волн, которую мы воспринимаем как видимый свет и вся игра цветов происходит с помощью них. За ультрафиолетом (привет крымскому загару!) идут рентгеновские волны, а за ними самые страшные ЭМ волны - гамма излучение. Это - краткий экскурс в программу по физике для выпускного класса средней школы.

Электромагнитая волна (в видимом спектре) определенной частоты видна нам определенного цвета. Самая маленькая частота у красного цвета, самая большая - у фиолетового. Кстати, все помнят в каком порядке располагаются цвета в спектре. Если нет, привожу здесь последовательность: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Запомнили? Если нет, еще раз: каждый охотник желает знать где сидит фазан. Теперь все должны запомнить. Волна определенной частоты называется монохроматической и в теории цвета это будет чистый цвет.

Огромное количество экспериментов с цветом провел великий английский физик Исаак Ньютон. С него и начинается вся теория цвета. Так им было установлено, что если свести все видимые нам цветовые лучи в один, получится белый луч. Он, правда, действовал наоборот: брал белый луч от солнца и пропускал. через призму. В результате белый луч разлагался на радугу. В физике такое явление называется дисперсией света. Кроме того, он обнаружил, что если свести красный и зеленый луч, получится желтый, зеленый и синий дадут вместе голубой или скорее бирюзовый, а синий и красный вместе дадут пурпурный цвет. Три цвета (красный, зеленый и синий) называются основными. Из них можно получить три дополнительных (желтый, бирюзовый и пурпурный). Некоторые уже увидели здесь всемирно известную цветовую модель RGB (red, green, blue). Именно в ней, по умолчанию, работает фотошоп.

Но если ограничится только тремя цветами основными и тремя дополнительными, то нормальную цветовую картинку создать не удасться. Кто не верит, может попробовать в Paint нарисовать что-то, используя только эти цвета. А как быть, например, с темно-красным, алым, вишневым и другими оттенками красного цвета? Откуда они берутся? Ну и внимательный читатель заметил, что из поля зрения выпал черный цвет, про белый было упомянуто только вскользь. Все, оказывается, намного сложнее, чем просто физика. Но об этом - в следующий раз.

До новых встреч в эфире!