"Свет фотографии" - так назывался мастер-класс, организованный Катей () и Митей Покровскими 26 января в фотомастерской "Белый кролик". Из самого названия МК следовало, что эта встреча будет очень познавательной. Так оно и получилось. Специалисты своего дела Катя и Митя поделились с блогерами своими знаниями по теме света в фотографии. Многие участники этой встречи уже написали свои отчеты. Теперь дошла очередь и до меня. Приехал я в Симферополь слушать и пытаться понять услышанное. Поэтому почти не снимал. А теперь вот что я понял и вынес с этого МК.

DSC_4497.jpg

Фотография в переводе с греческого означает "запись света", "светопись". Без света ни одна фотография не получится. А хорошая фотография получается при правильном свете.

Что такое фотография для обыкновенного человека? Это - лист специальной бумаги, на котором определенным образом нанесен цветовой рисунок. Воспринимая его, человек ассоциирует в своем сознании определенный образ, который постарался донести до него фотограф. Но как это получается? Ведь лист бумаги - это плоский объект. А образ, который рисует себе зритель, наверняка трехмерный, объемный. Как этого добивается фотограф?

Небольшое отступление. Двумерными являются практически все носители информации, созданные человеком. Это и бумага, на которой мы пишем или печатаем книги, это и доска в аудитории, где преподаватель делает пометки слушателям, это и плоский экран монитора или телевизора. Плоскими являются дискеты, CD- и DVD-диски. Все это связано с особенностью человеческого мышления, которое плоско по своей природе. Мы относительно легко воспринимает двумерную информацию, и с большим трудом - трехмерную. Вспомним хотя бы школьные уроки геометрии. Планиметрия и стереометрия - это, как говорят в Одессе, "две большие разницы". Хотя планиметрия и сложна для понимания и восприятия, но до стереометрии ей далеко. Можно также вспомнить как трудно даются школьникам и студентам уроки по черчению, задачи на проекции, сечения, а особенно построение изометрий и диметрий. Про 4D вообще лучше не вспоминать. Сознание человеческое его вообще никак не воспринимает. Кто хочет поэкспериментировать, может попытаться представить и нарисовать четырехмерный куб.

Итак, задача понятна: на двумерном объекте - на листе бумаги или на экране монитора - нужно воспроизвести картинку так, что возникло ощущение трехмерности снимаемого объекта, или как еще говорят фотографы, чтобы картинка получилась не плоской, объемной. Какие возможности есть для этого у фотографа, да и любого художника. Первое - это композиционные. Под ними я имею в виду и передачу перспективы (а также связанные с ней прием направляющих линий). Это и разбиение изображения на планы (передний, средний, дальний). Конечно, это и управление ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), что достигается установкой соответствующего значения диафрагмы. Ну и, наконец, - это свет.

Каким бывает свет для фотографии? Каждый знает, что он бывает жестким и мягким. Возникает закономерный вопрос: как достигается "жесткость" или "мягкость" света? До этого МК я ошибочно полагает, что размягчить свет можно путем применения различных рассеивающих насадок на источник света. Теперь, благодаря Мите, я знаю правильный ответ на этот вопрос. Жесткость света будет определятся угловыми размерами источника света по отношению к снимаемому объекту. Если источник света сравним или больше по размерам с тем, что мы хотим снять, то свет будет мягким. А чем ближе источник света к точечному - тем жестче будет свет. Поэтому, всякие рассеивающие насадки на вспышки, различные "стаканы", бумажки и проч. не сделают вам свет мягче. Они лишь уменьшат интенсивность света, не более того.

В условиях уличной съемки мы имеем дело с тремя источниками света. Первый - это нами всеми любимое Солнце, или Луна ночью. Очевидно, что эти небесные тела являются точечными источниками света и, соответственно, дают жесткий свет. Второй источник - это небо. Так как оно большое и занимает аж всю полусферу, что над нами, оно является огромным софтбоксом и дает мягкий свет. Наконец, есть еще третий игрок на этой сцене света - отраженный свет. Это такое совокупное понятие, включающее все тела, окружающие наш предмет съемки. Это тоже мягкий свет.

Далее мы обсуждали виды света по отношению к углу падения на объект съемки и расположении по отношению к ним фотографа. Это, пожалуй, самый важный момент всего МК. Итак, свет бывает:

  • фронтальным
  • переднедиагональным
  • боковым
  • заднедиагональным
  • контровым
  • верхним
  • нижним.

Фронтальный свет - это свет, падающий на объект съемки спереди, со стороны фотографа. Другими словами, фотограф, источник света и объект находятся на одной линии. Это - самый плохой вид света, так как он полностью освещает объект. И хотя он хорошо показывает форму, достаточного свето-теневого рисунка он не дает. Изображение выглядит плоским. Это как раз та ситуация, когда снимают со встроенной вспышкой "в лоб". Митя советовал заклеить ее жвачкой.

Боковой свет - это свет, падающий сбоку оси объект-фотограф. Такой свет дает хороший свето-теневой рисунок. Он хорошо прорисовывает текстуру объекта. Именно его Митя использовал в дальнейшем, показывая нам пример на шедевре народного творчества "Рыба-колесо".

Контровый свет - это свет, падающий сзади снимаемого объекта. Сам источник свет может затеняться объектом и в камеру не попадать. Тогда мы увидим на снимке очертания в виде узкой полоски света по краям снимаемого объекта. Широко используется для отделения объекта от фона. Его очень любят киношники: в кинофильмах с хорошей операторской работе его можно найти практически в любом кадре. Если же источник света попадает хоть как-то в кадр, он становится самостоятельным элементом композиции. Такие фото очень любит делать Катя. Передне-боковой и задне-боковой - это комбинация указанных выше типов света.

DSC_4482.jpg

Еще немного поговорили о вспышках: где, как и зачем их использовать. Конечно, пыхать надо в потолок или что-то его замещающее, если дело происходит на улице. Дерево, например. Митя рассказал о двух полезных аксессуарах для них: это светофильтры и "изделие для фотовспышки" (как-то так оно называлось). "Изделие" представляет собой кусок материи на липучках. С одной стороны оно черное, а с другой - серебристое. Обматываешь им камеру и устраняешь паразитный фронтальный свет. Он возникает в тех случаях, когда вспышку нужно наклонить так, чтобы она била не в потолок прямо над фотографом, а где-то впереди него. Также звучали советы повышать ISO при съемках в темное время суток и не бояться при этом шумов. Было сказано, что эти шумы видит только один человек на свете - это сам фотограф, который рассматривает свой снимок в 100% разрешении. Все остальные будут довольствоваться просмотром фотографий на экране плазмы. Кроме того, Митя утверждает, что на печати шумы не видны. Не пробовал, не знаю. Надо профессионалу верить на слово. Это пока что все, что вспомнил. Если вспомню что другое, напишу в другом посте. Сам МК класс прошел в очень добросердечной, домашней обстановке. Чувствовалось, что хозяева подготовились хорошо. Ни одного недовольного мною замечено не было. Если такие встречи будут повторяться - это будет просто здорово.

На фото lena_mi5.

DSC_4463.jpg Много фоток со встречи можно найти в отчетах других блогеров. Вот те, которые мне известны на данный момент:

  1. Мастер-класс по роли света в фотографии от четы Покровских или перезагрузка сознания от
  2. Воскресенье с Белым кроликом от
  3. Немного о "Кроликах" от
  4. Про свет, Белого кролика и фотографию от
  5. КАК БЛОГЕРЫ В «БЕЛОМ КРОЛИКЕ» СВЕТ ЧУВСТВОВАТЬ УЧИЛИСЬ от
  6. УЧИТЬСЯ ВОЛШЕБСТВУ от
  7. Игра со светом от
  8. Белый кролик или свет решает всё..... от

На МК присутствовали roman_shmorin, puristka_maga, igor_salnikov с супругой, a_chernyh, yuhanson, natallive, p4elka_mutantik, katrien_k, 10letbu, lena_mi5, mariebang, free_marta, gardarika_soul.

Аптека. Улица. Фонарь.

DSC_4475.jpg